на главную

Узкоколейная железная дорога.

Первые разработки.

Орудьевская ужд всегда была торфовозной. Построена в период с 1939 по 1957 год, тогда как торфяник в Орудьево был открыт в 39-40 годах.

Точное время строительства узкоколейной железной дороги пока не установлено из-за большого противоречия разных источноков. Большую путаницу вносит тот факт что к Орудьеву можно отнести несколько отдельных торфяников, разрабатывавшихся в разное время практически разными предприятиями.

Существует такая версия что узкоколека существовала ещё до строительства канала Москва-Волга и являлась единой сетью с Мельчевской ужд. Возможно при строительстве канала узкоколейка соединялась с каналостроительной времянкой. Таким образом общая длина путей должна была превышать 270 километров.

Однако датой открытия торфяника указан 1939 год, что явно противоречет дате строительства канала (33-37) на этом участке 1934 год. К тому же торфобрикетные заводы в Мельчевке и в Орудьево были построены на много позже, а о конечной точке транспортировки торфа по ужд ничего не сказано. До постройки канала торф могли вывозить автомобилями или по железной дороге. Если бы торф вывозили со станции Орудьево до постройки завода то должен был существовать торфоперегруз или хотябы место где торф перекладывали бы в вагоны широкой колеи.

Более правдоподобной можно считать версию постепенного и раздельного развития Орудьевской и Мельчевской узкоколеек. К сожелению пока не собрано достаточно материала, но операясь на некоторые источники некоторые выводы сделать всё-таки можно. Основным источником информации послужили топографичесикие карты 1965 года и очерк об истории Мельчевского торфопредприятия.

Ещё за несколько десятков лет до 1917 года существовало некое "Дядьковское" торфопредприятие, занимавшееся разроботкой торфа на месте 3-го и 4-го торфоучастков, позднее слитое с Петраковским. Разработка торфа в Дядьковском торфопредприятии по масштабам дореволюционного времени были крупные: на его полях работало 12 машин. Это означало 12 артелей по 60 человек в каждой, итого свыше 700 одних только сезонных рабочих.

Упомянается и о том что на время строительства участка канала Москва-Волга добыча торфа была приостановлена, после чего Дядьковско-Петраковское торфопредприятие разделилось на ряд участков.

Существует так же теория о том что первоначально ужд Дядьковского торфопредприятия соединялось с железной дорогой широкой колеи в районе о.п. Ударный. В таком случае подъездной путь к Оревскому филиалу МГТУ им. Баумана это перешитая узкоколейка. Такой расклад событий вполне предполагал соединение с узкоколейкой 4-го Торфоучастка (позднее в составе Мельчевской ужд). Однако соединение с узкоколейкой в Каналстрое остаётся сомнительным.

Про железнодорожное сообщение на месте разработок, где сейчас самые старые садовые участки пока точно ничего не известно, но есть предположение о существовании кольцевой ветки вокруг самого карьера. О существовании этой ветки сейчас напоминает мёртвая зона с срытой насыпью и многочисленные рельсы вдоль предполагаемого направления. Так или иначе, даже если эта ветка была, то она прекратила своё существование сразу после закрытия данного торфоучастка.
Ещё одно возможное ответвление не дожившее до восьмидесятых было около самого торфобрикетного завода.

Общее.

С постройкой торфобрикетного завода около станции, узкоколейка стала считаться орудьевской, а её основной веткой соответственно ход в сторону деревни Дядьково.

Склейка листов 65 года. Карта 1965 года. Здесь хорошо показана ветка 3-его торфоучастка и видно строительство ветки на 7-й торфоучасток.

Ветка третьего торфоучастка просуществовала до начала семидесятых, а после окончательной выработки торфяника было убрано и ответвление от основного хода.

Последними локомотивами стали ЭСУ2а-492, ЭСУ2а-881 и ещё одна ЭСУ2а и ЭСУ1.

Основные ветки.

Уже после постройки Торфобрикетной фабрики в Орудьево были открыты Очевские карьеры. Туда тоже пролегла узкоколейка, ответвлявшаяся от того самого места где основная трасса ужд выходила на прямую. Эта ветка пересекала шоссе на Жуковку около речки Кухолки и вместе с речкой проходила под мостом Савёловской железной дороги. В районе ЛЭП ужд разветвлялась. Одна ветка, пересекая Кухолку, уходила к Облётово. Вторая шла ещё 550 метров вдоль Кухолки, затем сворачивала на юго-восток и шла ещё 1800 метров, пока не сворачивала опять на северо-восток, закольцовываясь вокруг карьеров в том месте где сейчас дачи "Россия".

Основной ход от фабрики до торфоучастка №7 имел общую протяжённость 9 километров 700 метров. В районе седьмого торфоучастка возможно тоже были кольцевые карьерные пути. Есть мнение что они шли до самой Запрудни.
Около седьмого торфоучастка был одноимённый рабочий посёлок. Основной ход так же проходил около деревни Дядьково и Надеждино, здесь были переезды.

Слухи: В военные года ужд здесь могла иметь значение рокады, так как в Дядьково располагался северный подмосковный штаб воздушных войск и взлётная полоса.

В районе завода было путевое развитие. Здесь до сих пор сохранилась водонапорная башня 1957 года, построенная на месте старой деревянной. Так же было здание платформы, которое почти разрушено и депо, ставшее складскими помещениями.
Разгрузка торфа осуществлялась в специальной пристройке завода, при этом вагон заталкивался на крышу и торф высыпался вниз. На крышу мог заехать только один вагон, поэтому существовало ещё несколько тупиков для манёвров.
Здесь, у северной горловины станции Орудьево и было самое начало ужд.
Схема узкоколейной станции: Предположительная схема путей. (предположительная схема)


Содержание:

Общие сведения
Остатки ужд
Торфбрикетная фабрика
фото по теме
соседние ужд
из истории
о торфяниках


Сайт:

Главная
О сайте
Карта сайта
Авторы
Контакты
ССЫЛКИ
Архив новостей
Вопросы читателям


©Sandro, 2006. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz