на главную
Царь-Танк.

Ссылки на различные интересные первоисточники.
Советую:

Технические характеристики и фотографии

Рассказ с места поиска.

Другие источники

Статья из газеты "Дмитровские Известия" 2005- №5.

Россия с ее богатой технической мыслью всегда славилась своими оригинальными изобретениями. Особенно преуспели русские инженеры в области военной промышленности. Идеи, казавшиеся порой фантастическими, находили воплощение в железе и доказывали свою жизнеспособность.

Одним из таких проектов в Российской империи была огромная колесная боевая машина капитана Лебеденко. Царь-танк, построенный в 1915 году, и по сей день является самой крупногабаритной машиной в практике мирового танкостроения. Нужно сказать, что этот проект потерпел неудачу. Но сама идея построения огромной боевой машины была в то время оригинальной и не лишенной смысла.

В 1915 году в Англии появились огромные гусеничные танки, наводящие ужас и панику на фронте. Но в генеральном штабе русской армии паниковать не собирались. Дело в том, что в Москве, в засекреченной лаборатории велась разработка собственного танка. Идея этой ни на что непохожей машины родилась у капитана Лебеденко во время его службы на Кавказе, когда он впервые увидел арбы местных крестьян. Будучи! человеком со связями, он обратился к самому «отцу русской авиации» Николаю Жуковскому. (Тот порекомендовал в помощь своих племянняков - студентов МВТУ Сгечкина и Микулина. Лебеденко заявил им, что при помощи таких машин будет совершен прорыв всего германского фронта, и Россия выиграет войну. В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был готов, а уменьшенный в несколько раз макет танка успешно преодолевал препятствия из книг и карандашей в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича. Общая сумма затрат составила 210 тысяч рублей. Сборка деталей корпуса танка осуществлялась в Манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова. Близился день ходовых испытаний.

В глухом лесу под Дмитровом в районе железнодорожной станции Орудьево в 60-ти километрах от Москвы расчистили монтажную площадку, построили мастерские, подвели узкоколейку, обнесли все это колючей проволокой и земляным валом. Охраняли секретный объект казачьи разъезды.

Помог найти это историческое место житель поселка Запрудня, страстный краевед, энтузиаст-поисковик Михаил Николаев. Вместе со своим сыном Иваном он неоднократно выезжал на место испытаний чудо-танка и с помощью самодельного металлоискателя нашел в лесу кое-что интересное. Среди находок - круги от печей, дверные петли, гильзы, датированные 1896 годом, кованые гвозди, опасная бритва, крупные металлические гайки, которыми, возможно, соединялись конструкции танка.

К месту сборки танка можно добраться лишь на полноприводном автомобиле - лесная дорога изобилует ямами и ухабами. В наушниках самодельного металлоискателя временами отчетливо прослушиваются пронзительные звуки. Копаем и тут же находим ржавый гвоздь, потом еще и еще... Недалеко от площадки, где испытьгвался танк, были построены мастерские для рабочих. От них остались земляные валы.

Несколько раз сюда наведывался поисковый отряд «Космопоиск», члены которого производили здесь раскопки. Они нашли много интересного, в том числе казачью берданку, металлические части танка. Сборка машины началась в июле 1915 года и выполнялась посекционно. Боевой аппарат весом 40 тонн был похож на огромный орудийный лафет с диаметром ходовых колес 9 метров и скоростью их вращения 10 оборотов в минуту. Предполагалось, что при таких параметрах машина без труда преодолеет ров или окоп. В течение минуты танк покрывал 28 метров. Оригинальной была конструкция силовой установки танка. Каждое колесо приводилось в движение от своего самостоятельного двигателя «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил. Сзади располагались катки хвостовой направляющей тележки. Размер оси ходовых колес составлял 7 метров. В лесу до сих пор сохранились две глубокие колеи, идущие параллельно друг другу. Расстояние между ними действительно оказалось 7 метров. Значит, все-таки это не легенда?

В августе 1915 года в присутствии представителей армии начались испытания танка. Сначала машина пошла довольно уверенно, сломав, как спичку, попавшуюся на пути березу. Пока танк двигался по гати, все шло нормально. Но, пройдя несколько десятков метров и выйдя на мягкую почву, задняя тележка танка попала в канаву, и железный монстр встал как вкопанный. Не хватило даже мощности «Майбахов», чтобы вытащить танк. После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко тут же потух. Его бросили там же, где он испытывался. В 1923 году то, что к тому времени осталось от танка, разобрали. И лишь остатки земляного вала напоминают сегодня об этом проекте.

Царь-танк капитана Лебеденко или, как его еще называли, «Нетопырь» был изначально обречен. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы представить последствия картечного залпа по ступицам ходовых колес. Причем даже незначительные повреждения колес могли надолго вывести машину из строя. Такова бесславная история амбициозного проекта русской инженерной мысли.

Игорь НЕЧАЕВ

Содержание:

Общие сведения
Остатки ужд
Торфбрикетная фабрика
фото по теме
соседние ужд
из истории
о торфяниках


Сайт:

Главная
О сайте
Карта сайта
Авторы
Контакты
ССЫЛКИ
Архив новостей
Вопросы читателям


©Sandro, 2006. Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz